О книге

В данной книге приведены все страны Азии с рассмотрением населяющих их народностей.

Приятного прочтения!

ИНДИЯ (Республика Индия)

К первой относятся кхари боли (на его основе сложился литературный язык ха-риани), бангру, брадж, канауд-жи, бундели, ко второй — авад-хи, багхели, чхаттисгархи (некоторые лингвисты считают эти диалекты самостоятельными, хотя и близкородственными языками). Что касается этнических подразделений хиндустанцев, то в первом приближении их можно идентифицировать с диалектными подразделениями. В перспективе (хотя и не очень близкой) формирование хиндустанцев в единый этнос вполне вероятно.

Примерно то же относится и к раджастханцам, составляющим основную часть населения штата Раджастхан (около 3/5); значительные их группы живут и в других штатах (Мадхья-Прадеш, Махараштра, Андхра-Прадеш и др.), где они образуют заметную прослойку среди ремесленников и торговцев. Говорят рад-жастханцы на сильно различающихся между собой диалектах языка раджастхани (марвари, джайпури, мевати, мальви и др.), причем восточные диалекты этого языка довольно близки к западным диалектам хинди. Значительную роль в истории Индии сыграла военно-феодальная каста раджастханцев — раджпуты.

Бихарцы расселены в бассейне среднего течения Ганга и составляют большинство населения штата Бихар; часть бихарцев живет в южных районах Непала и центральных и северо-западных районах Бангладеш (сюда они переселились из Индии в 1947 г. после раздела Британской Индии). Бихарцы состоят из трех основных групп, говорящих на диалектах (некоторые исследователи считают их самостоятельными языками) языка бихари: майтхили (на севере и востоке Бихара, в так называемой Митхиле), магахи (в центре) и бходжпури (на западе). Каждая из этих групп обладает в известной мере сознанием своей общности. Возможность формирования трех самостоятельных этносов облегчается, здесь тем, что носители указанных выше диалектов географически довольно четко локализованы. Вместе с тем в последние годы под влиянием экономического развития Бихара и его политического единства начинает складываться общебихарское самосознание.

К народам северной Индии с недостаточно четким этническим самосознанием можно отнести также пахари и гуджуров.

Пахари — группа народов (собственно пахари, кумаони, гархвали и др.), расселенная в южных предгорьях Гималаев и говорящая на различных диалектах. Народы пахари быстро ассимилируются хиндиязычным населением, панджабцами и кашмирцами.

Гуджуры, или гудджары, представляют собой разрозненные группы крупного в прошлом родо-племенного объединения. Расселены в Малых Гималаях, на территории штатов Джамму и Кашмир и Химачал-Прадеш. Гуджуры сохраняют пережитки родо-племенной организации и ведут кочевой и полукочевой образ жизни. В прошлом одна из их групп составила этническую основу гуджаратцев, другие же расселились по среднему Гангу и равнинам Раджастхана, утратили свой язык (ныне гуджуры говорят на нескольких диалектах пахари) и превратились в обособленную земледельческую касту.

К народам второй группы, достигшим довольно высокой степени этнической консолидации и обладающим развитым национальным самосознанием, относятся бенгальцы, ассамцы, ория, панджабцы, гуджаратцы, синдхи, маратхи, кашмирцы, телугу, тамилы, малаяли, каннара. Каждый из этих народов занимает компактную территорию в пределах одного из штатов страны (кроме синдхов, основная часть которых живет в Пакистане). В штатах Андхра-Прадеш (народ телугу), Западная Бенгалия (бенгальцы), Тамилнад (тамилы), Гуджарат (гуджаратцы), Керала (малаяли) основной народ составляет более 80% населения. С другой стороны, более 90% общей численности каждого из перечисленных народов приходится на соответствующий штат.

Оглавление