О книге

В данной книге приведены все страны Азии с рассмотрением населяющих их народностей.

Приятного прочтения!

АФГАНИСТАН (Демократическая Республика Афганистан, ДРА)

Афганские таджики именуют себя различными местными названиями: в Гератской провинции — гури, в Кандагарской и Фарахской провинциях — дехварами и герати, к востоку от Газни — сардехами и т. д. Этноним «таджик» в Афганистане не всегда четок: таджиками, или парсиванами, т. е. говорящими на языке фарси, часто называют себя и памирские народы, и многие пашаи, и ор-муры, и различные группы других народов (в том числе и пуштунов), говорящих на языке фарси. Родо-племенное деление сохранилось лишь у некоторых групп горных таджиков (например, жителей долины Панджшера).

Памирские народы представлены в Афганистане шугнанцами, ишкашимцами (и близкими к ним зебакцами и сангличцами), ваханцами, мунджанцами. Они живут на Памире в долинах  Пянджа   и  Кунара.

Хазарейцы населяют центральный горный район Афганистана между Кабулом и Гератом — Хазарадягат. Многочисленные поселения хазарейцев разбросаны и в других районах страны — в Гератской, Кандагарской, Нанграхарской   и   Бадахшанской провинциях. В Хазараджате хазарейцы сохранили родо-племенное деление; наиболее крупные племена (их наименования часто соответствуют названиям местностей, в которых они живут): урузгани, джагури, бесуд, дайзанги, дайкун-ди, фулади, якауланг, шейхали. В этногенезе хазарейцев участвовали кочевники тюрко-монголо-иранского происхождения, которые в XIIIXIV вв. кочевали на огромной территории от Хорасана (где они восприняли ислам шиитского направления) до южного Афганистана. Обосновавшись в степях южного Афганистана, эти племена совершали регулярные перекочевки на летнее время в горные районы Хазараджата; с XVI в. они начали здесь оседать, подчиняя себе более многочисленное местное земледельческое таджикское население. Постепенно монголоязычные кочевники слились с таджиками, переняли их язык и земледельческую культуру, но сохранили шиизм.

Нуристанцы, или кафиры,— группа родственных народностей (кати, вайгали, ашкуни, паруни), населяющих долины горных рек Вашгал, Вайгал, Па-рун, Печ и Алингар в северовосточном Афганистане. До завоевания этого района афганцами в 1896 г. он назывался «Кафиристан» («Страна неверных»); после его присоединения к Афганистану и с распространением ислама (часть нуристаицев приняла ислам за несколько лет до завоевания Кафиристана) Кафиристан был переименован в Нуристан («Страна света»). В быту и культуре у нуристаицев имеется много общего с припамирскими    таджиками,   а   по языку они сближаются с некоторыми из индоарийских народов Афганистана (их, так же как эти народы, иногда относят к дардской группе).

Белуджи в Афганистане заселяют территорию к югу от р.Гильменд и отдельные районы Систана. Немногочисленные группы белуджей живут и на севере страны. В области компактного расселения на юге страны они сохраняют свой язык и сравнительно обособлены от пуштунов, но сильно смешаны с брагуи. В других районах они ассимилированы афганцами, а на севере страны находятся под культурным влиянием таджиков. Белуджи распадаются на многочисленные родо-племенные группы; большая часть их — оседлые жители.

Чараймаки (таджикское «чар»— четыре, тюркское «аймак» — племя, народ) — группа родственных по культуре и быту народов, живущих на северо-западе Афганистана. В их состав обычно включают таймани, фирузкухов, джамшидов, хазараи-калайи-нау (иногда последних называют аймаки-калайи-нау), а также теймуров (вместе с зури и таири). Многие исследователи, исходя из общего названия группы, пытаются подогнать число подразделений чараймаков до четырех. В связи с этим в число чараймаков иногда не включают теймуров или хаза-раи.

Оглавление