Приятного прочтения!
ЛИВАН (Ливанская Республика)
Численность арабского населения Ливана возрастает сравнительномедленно, так как уже в течение длительного времени значительные группы ливанцев эмигрируют в другие страны. Наибольшего масштаба эмиграциядостигла в 1861—1915 гг., когдаиз Горного Ливана в различныестраны Америки выехало не менее четверти его населения. Эмиграция вновь возросла в периодмирового экономического кризиса 1929—1933 гг. В 1960-х годахиз страны ежегодно выезжалопо менее 10 тыс. человек. В 70-егоди, когда сильно обострилисьвзаимоотношения между различными конфессиональнымигруппами и начались вооруженные столкновения, перешедшиев гражданскую войну, размеры эмиграции еще более увеличились. В настоящее время большая часть арабов, живущих в различных неарабских странах мира,— выходцы из Ливана.
Живущие в Ливане палестинцы сосредоточены в специальных лагерях. Являясь страной эмиграции, Ливан в то же время привлекает неквалифицированную рабочую силу из других арабских стран. Больше всего в Ливане сирийцев и иорданцев, но есть также египтяне, выходцы из Йеменской Арабской Республики и других стран.
Представители всех остальных этнических групп Ливана живут в городах, преимущественно в Бейруте и Триполи.
Государственный язык — арабский. В быту используется сирийский диалект арабского языка (распространенный также среди арабов Сирии, Иордании и палестинских арабов). Этот диалект формировался под влиянием арамейского языка, который был распространен в Ливане до его арабизации. Другие этнические группы наряду с арабским пользуются и своими родными языками — армянским, курдским и др. Среди ливанской интеллигенции и буржуазии широко распространен французский язык (в последние десятилетия он вытесняется английским языком).
Ливан отличается исключительно сложным религиозным составом населения. Эта единственная арабская страна, в которой христиане составляют, приблизительно, половину всех жителей. Здесь имеется более полутора десятков религиозных общин. Из христиан представлены как последователи восточного христианства (в основном православные, а также армяно-григориане, якобиты и несториа-не), так и приверженцы церквей, заключивших унию с Ватиканом (прежде всего марони-ты, а также греко-католики, или мелькиты, армяно-католики, си-ро-католики, халдеи). С XIX в. в стране существует немногочисленная протестантская община (пресвитериане, англикане, баптисты). Мусульмане Ливана разделяются на суннитов, шиитов и друзов. Единственная перепись населения, проведенная в Ливане в 1932 г., определила, что христиане составляют 52, а мусульмане — 48% населения страны. С тех пор доля мусульман должна была увеличиться, так как у них значительно выше естественный прирост; кроме того, 85 % всех ливанских эмигрантов — христиане, а среди иммигрантов подавляющее большинство составляют мусульмане.
Марониты живут преимущественно в Горном Ливане. Они также расселены и в других районах — от Триполи на севере до Шуфа и Метна на юге. Представители других христианских церквей сосредоточены в Бейруте и на побережье. Шипты (в Ливане их называют «мутуа-лии») расселены преимущественно на юге, в сельской местности (среди них городских жителей всего 10%) - Друзы живут в южной части Горного Ливана. Сунниты сконцентрированы па севере страны, а также в Триполи, Сайде и Бейруте.
Сложная религиозная структура Ливана используется империалистами и израильскими правящими кругами для разжигания конфликтов, нередко перерастающих в вооруженные столкновения общенационального масштаба.